У зв'язку з війною можлива затримка з обробкою замовлень. Ваші питання чекаємо в чаті або в Viber. Будь-ласка, уточнюйте ціни перед замовленням!

КАТАЛОГ МЕБЛІВ

Основные типы мебельных тканей

14 Лютий 2013
від Администратор Главный
Материалы, используемые для облицовывания мягких элементов мебели, делятся на покровные и обивочные. Покровные применяют для обтяжки внутренних элементов мягкой мебели - пружин, оснований, бортов, настилочных материалов и др.

Мебельные ткани

Материалы, используемые для облицовывания мягких элементов мебели, делятся на покровные и обивочные. Покровные применяют для обтяжки внутренних элементов мягкой мебели - пружин, оснований, бортов, настилочных материалов и др. Для этой цели пригодны ткани из грубой пряжи редкого переплетения — мешковина, суровые бязь, полотно, миткаль. Это технические ткани, достаточно примитивные по фактуре, однотонные (как правило, некрашеные), но прочные и долговечные.

Все ткани по сырьевому составу бывают:

Натуральные:

  • растительного происхождения (хлопок, лен);
  • животного происхождения (шерсть, шелк).

Химические:

  • искусственные (вискоза);
  • синтетические (полиэстер, полиакрил, полиамид, полипропилен);
  • минеральные (металлические).
  • Смешанные – это сочетание натуральных и химических волокон.

Натуральные ткани

Растительного происхождения

Хлопок (обозначение: СО) – это натуральное волокно растительного происхождения, основным компонентом которого является целлюлоза. Она и придает хлопковым волокнам большую прочность, долговечность и практически идеальную способность к впитыванию влаги. Такие ткани обладают высокой гигроскопичностью (пропускают воздух) – ”дышат”, также устойчивы к щелочи – значит, их можно стирать, окрашивать, даже отбеливать (структура и прочность ткани от этого не пострадают, а вот цвет претерпит необратимые изменения). Хлопком не интересуется моль и другие вредители. К основным недостаткам относят, прежде всего, отсутствие эластичности, быструю загрязняемость, высокую изнашиваемость. Кроме того, хлопок портится под прямыми солнечными лучами и под воздействием высоких температур. После влажного воздействия на материалы с содержанием хлопка они “садятся” – уменьшаются в размерах, долго сохнут после стирки. Эти свойства, в той или иной мере, могут изменить синтетические волокна, добавляемые к хлопку при производстве ткани.

Лен (обозначение: LI) – натуральное волокно растительного происхождения. Льняная пряжа обладает мягкостью, гибкостью и относительным блеском. Ткань с таким составом мало пачкается, не ворсится, хорошо впитывает влагу и при этом быстро высыхает. Также отличается высокой прочностью, имеет гладкую поверхность с характерными утолщениями нити, но при этом растягивается. К ее благородным свойствам относят характерную сминаемость. Большое преимущество льняного волокна – его гипоаллергенность. Помимо натуральной составляющей, секрет этого свойства кроется еще и в уникальной технологии производства, не использующей хлор при отбелке. Однако именно она делает льняное волокно одним из самых дорогих исходных материалов.

Животного происхождения

Шерсть (обозначение: WO – Шерсть, WA – Ангора, WL – Лама, WP – Шерсть альпаки) – натуральное волокно животного происхождения. Собственно “шерсть” – это собирательный термин, включающий в себя шерсть и овцы, и верблюда, и козы, и ламы, и кролика, и даже собаки. Шерсть различных животных различается и по свойствам, и по применению. Из общих свойств шерсти необходимо отметить ее высокую гигроскопичность и мягкость, а также уникальную способность сохранять тепло, с нивелированием разницы между температурой тела и температурой воздуха. Она эластична и устойчива к сминанию. Шерстяная пряжа удерживает тепло лучше, чем растительная, а также значительно медленней намокает во влажной среде. Единственный ее серьезный недостаток – сваливаемость и образование катышков (пиллей) при трении, - зависит от плотности скручивания пряжи (чем слабее скручена, тем сильнее сваливается), и может быть устранен как специальными способами отделки, так и добавлением в шерстяную пряжу растительного или искусственного волокна. Прекрасно ”спелись” шерсть и акрил, составляющие очень популярный ныне ансамбль. Помимо прочего, такая пряжа становится дешевле чистой шерсти.

Шелк (обозначение: SI) – это натуральное волокно, полученное из кокона шелкопряда. Обладает благородным блеском, высокой гигроскопичностью, приятное на ощупь, но очень деликатно в уходе. Материалы из шелка нельзя замачивать и стирать в едких порошках. Больше подходит сухая чистка. Шелк нельзя выжимать и скручивать, утюжить можно только во влажном состоянии с изнанки, а сушить при прохладной температуре, защитив от прямых солнечных лучей. Крайне редко добавляют это волокно в мебельные ткани, в виду его дороговизны.

Ткани из натуральных волокон оправдывают свою дороговизну красивым эстетическим видом, они гигроскопичны (дышат), но быстро вытягиваются в процессе эксплуатации и поддаются усадке во время химчистки.

Химические ткани

Искусственные

Вискоза (обозначение: VI) – это, как сказали бы биологи, переходная форма – искусственное волокно, изготавливаемое из целлюлозы (вещество природного происхождения). Поэтому из всех ненатуральных волокон это – самое естественное. Вискоза имеет практически все свойства льна и хлопка (состоящих на 70% из целлюлозы). А именно: она приятна на ощупь, формоустойчива, гигроскопична, воздухопроницаема и т.д. Несмотря на свою дороговизну, вискоза пользуется популярностью во всем мире из-за своего шелковистого блеска, возможности окрашивания в яркие тона, мягкости и способности впитывать влагу. Она дает ощущение прохлады в жару и тепла в холод. Но без недостатков, конечно же, не обошлось. Большая потеря прочности в мокром состоянии, легкая сминаемость, пиллингуемость – все эти качества присущи волокнам вискозы наравне со всеми ее достоинствами.

Синтетические

Полиэфирные волокна (полиэстер, лавсан; обозначение: PL – полиэстер) – не мнутся, не теряют цвет от солнечных лучей, имеют высокую устойчивость к истираниям; не боятся органических растворителей. Окрашиванию эти полотна поддаются с трудом, достаточно жестки, электризуются. Однако, все эти недостатки, в той или иной степени, устраняются химической модификацией (добавлением других волокон). Волокна полиэстера также обладают грязеотталкивающими свойствами. Благодаря своему составу и структуре волокна просто отталкивают воду и растворы на ее основе (вино, лимонад), однако, маслянистые вещества (крем от торта или майонез) будет очень сложно удалить с поверхности.

Полиакрил (обозначение: РС), получаемый из производных нефти, часто смешивают с дорогими волокнами для того, чтобы снизить себестоимость ткани. Этот мягкий и податливый материал на ощупь напоминает шерсть и достаточно дешев в производстве. Благодаря своей структуре микроволокна акрила создают больший объем, чем другие типы волокон, поэтому ткани из него очень мягкие, комфортные и отлично драпируются, позволяя производить элегантные имитации шерсти. Материал с содержанием полиакрила прочный, легко отстирывается, имеет свойство легко окрашиваться и печататься. К недостаткам можно отнести тенденцию к образованию катышек – пиллей, поэтому ткани из него требуют более тщательного ухода. Акрил обладает средней устойчивостью к истиранию, которая значительно ниже, чем у изделий из нейлона и полиэстера. Поэтому его зачастую и производят в сочетании с этими волокнами.

Полиамид (нейлон, капрон; обозначение: РА) будучи в составе ткани, добавляет ей прочности, эластичности, устойчивости к истиранию и многократным изгибам. Такой материал стойко переносит действие химических реагентов, легко окрашивается, что позволяет создавать широкую цветовую гамму. Также их характеризует простота в уходе. Волокна полиамида практически не впитывают влагу, но имеются и недостатки – это повышенная электризуемость и невысокие термо- и светостойкость.

Полипропилен (обозначение: РР) добавляют в состав ткани, если хотят получить влагоотталкивающий эффект и сделать ткань более легкой, но при этом материал становится более жестким.

Минеральные

Металлические (обозначение: Fe) – это люрекс. Добавляют в состав ткани, если хотят получить мерцающий эффект и сделать ткань более жесткой.

Современные технологии обработки волокон позволяют добиться того, что ткани из искусственных и синтетических нитей выглядят как натуральные. Они очень прочны, светостойки, легки в уходе и более дешевы. Также материалы из синтетических волокон устойчивы к развитию микроорганизмов, моли и плесени. Как основной недостаток – повышенная электризуемость, а при недостаточной окончательной обработке ткани и пиллингуемость (образование на поверхности катышек).

Смешанные ткани

На сегодняшний день сочетание волокон, входящих в состав одной мебельной ткани, может быть очень разнообразным: хлопок-полиэстер, вискоза-полиэстер-полиакрил, шерсть-полиэстер, хлопок-лен-вискоза. Каждое из составных волокон имеет свои недостатки и преимущества. Соответственно смешение их в разных пропорциях дает разные характеристики ткани в целом. Это дает возможность производить материал с необходимыми и желаемыми свойствами. Потому большинство производимых на сегодня тканей имеют в составе смешанные волокна.

Типы тканей

Все ткани, применяющиеся сегодня в мебельной промышленности, можно условно разделить на два основных типа:
  • тканые, которые получают путем переплетения продольных – ”основных” и поперечных – ”уточных” нитей;
  • нетканые, которые получают скреплением слоев волокон различными способами.

Тканые полотна

Тканые полотна создаются путем различных переплетений “основных” и “уточных” нитей. Используя для ткачества разную по внешнему виду и толщине пряжу, получают фактурные материалы с теми или иными эстетическими и физико-механическими свойствами, и, соответственно, индивидуальными рекомендациями по уходу и чистке.

Широкая цветовая палитра достигается использованием при изготовлении уже окрашенных нитей. В результате можно получить как однотонные, так и меланжевые полотна. Переплетение разных по цвету нитей дает сложные цветовые оттенки, потому крашение тканей после ткачества, уже в рулонах, производят редко.

Для отрасли мебельного производства существует ряд обивочных тканей, классификации по которым не было создано высшими институтами, поэтому ксловно делим их на группы:

  • не ворсовые (сатин, жаккард, гобелен, рогожка, букле);
  • ворсовые (шенилл, велюр, искусственный замш).
Не ворсовые

В данную группу входят ткани, которые на своей поверхности не имеют ворса, и это является их основным преимуществом в сравнении с ворсовыми. При ежедневном использовании пыль и влага меньше проникают в структуру плетения, поэтому в уходе и чистке такие материалы менее требовательны. Пряжу для их производства используют уже окрашенную, потому они меньше выгорают. Многие из таких тканей, с относительно гладкой фактурой, производители могут выпускать с различными покрытиями (водо- и пылеотталкивающими свойствами).

Все материалы, входящие в группу ”не ворсовые”, изготавливают на одних и тех же станках. Различие в том, что используют разный рисунок плетения, а также разную пряжу. Из тонких нитей и атласного плетения получают сатин, из более плотных, чаще металлизированных, жаккард. Гобелены сотканы из разной по размеру пряжи сложным плетением, имеют гладкую структуру, в то время как рогожки, изготовленные схожим способом, имеют выраженную фактуру. При использовании нитей с петлеобразными шариками получают букле.

Сатин

Имеет гладкую, шелковистую лицевую поверхность, на которой преобладают уточные нити; довольно плотен; выпускается в основном гладкокрашенным. Может быть как матовым, так и с блеском (чем больше скручена нить, тем ярче блеск).

В эксплуатации к такой ткани нужно относиться очень бережно. Она изготавливается из тонких нитей, на которых могут образовываться зацепки от острых предметов. До недавнего времени именно тонкость этого материала не давала возможности использовать его на мягкой мебели (в местах больших нагрузок), только на декоративных подушках, теперь же, используя дополнительную клеевую основу, получают самодостаточную ткань.

Жаккард

Жозеф Мари Жаккар смог механизировать (и, соответственно, резко удешевить) трудоемкий ручной процесс производства тканей. По принципу созданного им станка, сегодня работают все ткацкие машины. В честь его имени названа и группа тканей – жаккарды. В них ярко выражены парчовый перелив и, зачастую, цветочно-растительные узоры.

У тканей этой группы максимальная плотность нитей на единицу площади, что достигается только при жаккардовом способе плетения. Это придает ткани внешней красоты, но и ограничений в использовании. С применением больших нагрузок на такой материал, на швах образуется так называемый “оскал”, поэтому его рекомендуется использовать только на декоративных деталях (подушках). Уже известен и применяем способ устранения таких недостатков – это вплетение шенильной нити, которая может быть как подложкой жаккарда с изнаночной стороны, так и выступающим рисунком на лице.

Гобелен

Гобелен в общем восприятии – это вытканный вручную ковер-картина. Так называлось изделие парижской мануфактуры 1662 г., названное по имени братьев Гобеленов. Гобелен представлял собой плотную ткань жаккардового переплетения с художественным цветным рисунком и красивой узорчатой расцветкой. Она состоит из слоев, причем через определенные промежутки, согласно рисунку, нити основы и утка последовательно перемещаются из одного слоя в другой.

Следовательно, гобелены бывают:

  • однослойные и двухслойные;
  • односторонние и двухсторонние (т.е. имеющие законченное оформление с двух сторон, лицевой и изнаночной, и использующиеся для обивки мебели любой стороной ткани).

Сегодня гобелены производятся как многоцветными, так и одноцветными (гладкокрашенными), с различными сырьевыми составами. Для пестротканого оформления используются крашеная пряжа и нити, а при выработке однотонных тканей иногда используют крашение их в полотне (рулоне). Однако устойчивость красителя к стирке. Химчистке, свету более высокая у гобеленов, выработанных из пряжи и нитей, окрашенных до производства ткани.

Рогожка

Само по себе слово “рогожка” – это термин, который используют при характеристике рисунка переплетения нитей. В простой речи его используют для материалов, на которых ярко выражен рисунок мешковины. Рогожки формируют группу тканей привлекающей своей фактурой, которая ассоциируется с натуральными тканями, хотя при их производстве используют пряжу различную по сырьевому составу. Процесс ткачества схож на описанные ранее. По сути это гобелены, но с более крупной текстурой. Это влечет за собой более требовательный уход и бережную эксплуатацию. При использовании дивана в такой обивке могут быстрее появиться зацепки (этому способствуют выступающие крупные нити), образовавшиеся пятна, также сложнее вывести со структурированной поверхности.

Букле

Букле – нить, получаемая путем создания на ней фиксированных петелек, для чего требуется специальная машина. Сотканные из таких нитей ткани, по аналогии, называются букле или буклированными.

Они могут быть и однотонными и многоцветными, с цельными петельками и разрезными. При этом букле, образованное из разрезанной нити, уступает по качеству букле из цельной нити, поскольку разрезанные петельки хуже удерживаются в полотне.

Объемная фактура такого материала дает ощущение теплоты и мягкости, но в то же время такая поверхность более пиллингуема и требовательна в уходе.

Ворсовые

Для данного группы тканей характерным является ворс на поверхности, который и придает им неимоверной мягкости и бархатного перелива. Такие материалы издавна ценились и считались показателем богатства и достатка. Наряду со всей красотой ворсовых тканей, которые используют для мягкой мебели, основными недостатками для них остаются: укладывание ворса в разные стороны (сразу видны места локального соединения, иногда проявляется игра ворса), затирание ворса в местах частых трений, повышенные физические усилия при трансформации диванов.

Ворсовые ткани, как и все в этом мире, подвержены веяниям моды, поэтому иногда они на вершине спроса и потребления, а иногда пылятся на дальней полке.

Шенилл

В начале 90-х появился новый материал – ШЕНИЛЛ. Способ его плетения аналогичен безворсовым, но с использованием по утку ворсовых нитей, которые уже окрашены в нужный цвет. Именно они, названные французским словом ”chenille”, что в переводе означает гусеница, дали название ткани. В зависимости от крутки нитей и их сырьевого состава, достигается разная толщина и плотность (ворсистость) пряжи, а, соответственно, и произведенный шенилл будет иметь разную эстетическую подачу и давать разные тактильные ощущения. Использованный в составе акрил придаст ткани особую мягкость, спокойный, уютный и домашний внешний вид; а вискоза – красивый перелив и бархатистость поверхности. Качественный шенилл не подвержен пиллингу (т.е. на поверхности ткани не образовываются так называемые катышки). Пыль (и другие легкие загрязнения) с шинилловой обивки легко удаляется пылесосом, мягкой щеткой или губкой. А некоторые коллекции не пострадают даже после того, как мебельный чехол постирать в стиральной машине.

Основные недостатки шенилла те же, что и у общей ворсовой группы.

Велюр (с V-образным и W-образным плетением ворса)

Велюр – яркий представитель ворсовых тканей, с характерной театральной помпезностью и показной роскошью.

Создание таких тканей основывается на производстве основы трикотажным способом и закреплении на ней ворса. Именно в стойкости ворса удерживаться в полотне заключается качество таких материалов. Часто применяются два способа закрепления ворса. Первый - V-образный, когда ворсистая нить переплетается в виде латинской буквы V с основой. Второй - W-образный, когда она переплетается в виде латинской буквы W с основой. Такой способ повышает прочность велюра, плотность ворса и качество ткани в целом, но он более затратный. Оба способа подразумевают одновременное изготовление двух идентичных полотен с последующим их скреплением. Следующий этап производства заключается в их разрезании на специальном оборудовании, получая два идентичных рулона велюра (разрезается именно скрепление, которое, в результате, и является ворсом).

Окрашивают полотна уже в рулонах. Это позволяет выпускать ткани в широкой цветовой гамме. К сожалению, такое крашение велюров не стойкое. Они быстрее выгорают на солнце, а агрессивные красные и синие цвета чаще всего линяют. В целом способ получения велюров дорогостоящий, и они лишены недостатков, характерных для ворсовых тканей. К тому же, зачастую, имеют большую остаточную деформацию (растягиваются при эксплуатации).

Искусственный замш (на трикотажной или тканевой основе)

Получение искусственного замша возможно двумя способами: трикотажным и тканым. Производство искусственного замша трикотажным способом аналогично изготовлению велюров, но с использованием нитей микрофибры. Это специально созданная нить, состоящая из нескольких десятков нитей полиэстера. В состав микрофибры может входить до 52 таких нитей. При этом толщина ее не меняется. Изделия с использованием микрофибры матовые, чрезвычайно мягкие. Бархатистые на ощупь с эффектом кожи персика. Уход за ними чрезвычайно прост.

Более качественными (более формоустойчивыми и схожими с натуральными), но и более дорогими являются тканые замши. Сотканную из той же микрофибры ткань обрабатывают на щеточной машине, расщепляющей нить на ворсинки различной высоты и частоты. Качество такого замша во многом зависит от степени обработки – чем дольше длится процесс, тем более качественным он получается. Качество также зависит от плотности плетения ткани и ее веса. Ворсовое покрытие может быть получено также путем введения добавочной петельной нити для образования ворса.

В зависимости от высоты ворса, искусственный замш различным образом сохраняет след посте проведения по нему рукой (эффект письма). Более выраженный эффект не является показателем качества, а лишь имитирует аналогичный эффект натуральной замши. Замши бывают дублированные (имеющие верхний замшевый слой и х/б подкладку), недублированные (состоящие из одного верхнего замшевого слоя. Замш без дополнительной тканой основы не соответствует установленным параметрам растяжения. Такая ткань через короткий промежуток времени вытягивается, образуя складки.

Нетканые полотна

Получают путем скрепления разными способами одного или нескольких слоев элементов текстильной структуры. Основой нетканого материала могут быть: ткани, трикотажи, нетканый холст. Соединение разных слоев между собой дает возможность получать новые материалы с интересными фактурами и с необходимыми свойствами.

Флок

Флок является нетканым текстилем. Считается, что искусство наклеивать мелко нарезанный ворс (он-то и называется флоком) на плотную текстильную основу с помощью тонкого слоя смолы родилось в Китае и только в позднем Средневековье распространилось в Европе.

На сегодняшний день, чтобы создать флоковую ткань, используют мелкий нейлоновый ворс. Заранее сотканная основа движется по станку, при этом на нее тонким слоем наносится клеевой состав. Из расположенного над станком бункера поступает флок. Иначе говоря, частички ворса равномерно высыпают на основу. При этом над самой основой создают постоянное электростатическое поле, чтобы наэлектризованные частички ворса в этом поле падали на клеевую основу строго вертикально. Так образуется ровность ворсового покрытия, и, соответственно, создается ощущение мягкости при прикосновении к флоку. Различаются печатные и тисненные флоки. На печатные цветной рисунок наносится с помощью бумажной печати. Тисненные флоки представляют собой однотонные ткани, а тиснение выполняется валом, на который и нанесен рисунок.

Специфика ухода за флоковыми тканями исключает чистку любыми составами, содержащими спирт, поскольку клей в основе ткани растворяется и частички флока легко вытираются с ткани. Иными словами, флок лысеет.

Производство флока – это один из самых недорогих способов производства тканей для обивок мебели.

Искусственная кожа

Искусственная кожа – высококачественный материал, соответствующий самым современным мировым технологиям и тенденциям моды. Уникальный способ тиснения и нанесения рисунка позволяет полностью имитировать натуральную кожу, а также удовлетворить самые изысканные запросы потребителя.

Искусственная кожа – материал с односторонним монолитным или пористым, ПВХ (поливинилхлоридным) или ПУ (полиуретановым) покрытием. Верхний слой может быть разной толщины, в зависимости от назначения. Основой кожезаменителю может служить как трикотажный, так и тканый материал, состоящий из хлопковых и полиэстровых волокон. Искусственная кожа хорошего качества не уступает натуральной. Она также удобна в эксплуатации, светостойка, воздухопроницаема, обладает высокой устойчивостью к многократному изгибу и истираниям. Такой материал предназначен как для бытовой мебели, так и для мебели, установленной в общественных местах и офисах.

Преимуществом искусственной кожи будет и легкий уход. Например, для удаления бытовых загрязнений (чай, кофе, сок) достаточно поверхность обработать увлажненной мягкой тканью (легкими движениями). Таким же способом удаляются пыльный налет и грязь. Если не удалось избавиться от загрязнения сразу, допускается использование 40-50% спиртово-водного раствора или нашатырного спирта. После – обязательно протереть насухо. Категорически не рекомендуется оставлять материал мокрым или влажным после процедур ухода и чистки. Это приведет к частичному разрушению полимерной пленки (верхнего лицевого слоя), и, как следствие, к преждевременной потере первоначального внешнего вида материала.

Натуральная кожа

В мире обивочных материалов все большую популярность завоевывают натуральные кожи, благодаря красивому внешнему виду и способности создавать комфортные условия для отдыха в любое время года. Натуральные кожи выгодно отличаются от синтетических материалов способностью адаптироваться к влажности в помещении: волокна кожи в зависимости от влажности помещения меняются, утолщаясь или сужаясь.

Важный показатель качества готовых кож для обивки мягкой мебели — толщина, оптимальное значение которой в зависимости от моделей мебели находится в пределах от 0,8 до 1,8 мм.

Готовая кожа для обивки мебели должна быть мягкой, без ломкости и осыпания покрытия.

В связи с капиллярно-пористым строением кожи жировые вещества, придающие ей эластичность, со временем высыхают, а потеря эластичности приводит к растрескиванию лицевого слоя материала. Чтобы избежать такого повреждения, производители мебели обычно рекомендуют один-два раза в год жировать кожу, т.е. смазывать губкой, пропитанной стеариновой смазкой.

Во избежание преждевременного выцветания красителя, мебель не следует ставить под прямые солнечные лучи и яркие электрические лампы.